воскресенье, 20 марта 2011 г.

Уроки Фукусимы.

картинка

Это вчерашние спутниковые фото АЭС Фукусима. Заметьте практически нет выбросов пара из
разрушенных блоков. Для сравнения, под катом — пара фото предыдущих дней и разбор полетов
от специалиста. Как и говорили знающие люди — либо захолодят, либо будут средней тяжести
выбросы и остынет само. Апокалипсиса не случилось. Впрочем и не ожидалось.

картинка
картинка

Разбор полетов:

Ну что ж, пожалуй, теперь можно сказать, что кризис преодолел точку перелома. Ситуация меняется к лучшему и «обреченные на гибель» четыре аварийных блока японской АЭС «Фокусима-1» скорее всего закончат свой век без причинения тяжкого вреда человечеству.

Как специалист по сейсмостойкости и сейсмобезопасности АЭС, заявляю.
Стихия преподнесла тяжёлый урок самонадеянным менеджерам компании Tokyo Electric Power Co (TEPCO, оператор АЭС Ф-1), выявив их профнепригодность, но при этом подтвердила высокую квалификацию японских инженеров и строителей, создававших сейсмостойкие объекты оборудования, системы защиты и сооружения АЭС. Первые явно облажались со своей стратегией ядерной безопасности, с вероятностной оценкой критических ситуаций и комбинаторики событий, с минимизацией затрат на предотвращение ядерной катастрофы, с техникой оперативного управления. Вторые сделали всё строго по японским нормам проектирования и качества, проведя необходимые расчетные, экспериментальные и научно-исследовательские работы. Они никаких нареканий в свой адрес пока не имеют.

Ну а теперь, замечания по существу дела.

1. Пиковое землетрясение (из серии форшоков и афтершоков), произошедшее 11 марта 2011, в 5:46:23 UTC (11 марта 2011 в 14:46:23 местного времени) по своей интенсивности отнюдь не было катастрофическим, как это пытаются представить малосведущие в таких вопросах СМИ и разные там «дежурные» эксперты (с титулами-званиями и без). Несмотря на высокий энергетический показатель – магнитуда 9.0 (М 9.0 по Рихтеру, прежде давалось М 8.9) – тектонический очаг землетрясения находился на большой глубине – 32 км, и располагался под дном океана в полутора сотнях километров от восточного побережья японского острова Хонсю. Только на узкой полоске его береговой линии интенсивность землетрясения, выражаемая пиковыми уровнями ускорения колебаний поверхности (акселерограмм) достигла 8 баллов по 12-ти балльной шкале (например – MSK-64), что выражается величиной 0.2 – 0.3 g для горизонтальных направлений. Примерно таким же по интенсивности было армянское землетрясение 1988 г. (в Спитаке, на армянской АЭС было 6-7 баллов) и прошлогоднее на Гаити; более сильными были, например, землетрясения в Чили 2010 г. и в Новой Зеландии 2011г. (в Крайсчерче). Изолинии интенсивности японского землетрясения М 9.0 о. Хонсю наглядно показаны на карте Сергея Штефанова в статье «Японская Припять» журнала «Вокруг света» (http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/theory/1320/ – статья, кстати, весьма популистская, с массой неточностей в оценках). Вполне возможно, что отдельные сильные афтершоки этого великого японского «сейсмоиспытания» (см. замечательный ролик Ильи Кабанова) имели интенсивность, сопоставимую с пиковым землетрясением.

2. Землетрясение М 9.0 не было серьезным испытанием для хорошо подготовленной к таким катаклизмам Японии. Но его очаг, своим особым тектоническим действием, вызвал куда более страшного природного монстра – мощное цунами. Этот навалившийся на японский остров спустя полчаса после толчка «годзилла», высотой примерно 10 метров, сотворил ужасное опустошение в равнинных районах восточного побережья от г. Тёси до г. Мияко, прорвавшись по рекам и низинам на десятки километров в глубину густонаселённых территорий страны. Вот этот, совсем уже не киношный монстр, а реальный натиск гигантской приливной волны из океана нанёс такой страшный урон, который не смогла бы нанести современной Японии и сотня землетрясений, подобных М 9.0.
Человеческие потери от цунами оказались чрезмерны для такой высокоразвитой страны как Япония, что говорит о явно недостаточных мерах её защиты от ударов внезапных гигантских волн. Эту проблему ей теперь придется решать по-новому и основательно.
Но что же сделало цунами конкретно со злосчастной АЭС Ф-1, расположившейся на берегу океана в 177 км от эпицентра М 9.0?
Да, в общем-то, ничего вроде бы серьёзного. До энергоблоков, расположенных на возвышенности, волна не достала, зато прошлась по портовому хозяйству АЭС и «угробила» дизель-генераторы резервного аварийного электропитания системы охлаждения реакторов. Далее, пройдясь где-то в глубине прибрежных территорий, она вывела из строя участки ЛЭП, соединяющих АЭС Ф-1 с энергосистемой страны. В такой ситуации для получения жизненно необходимого АЭС энергоснабжения собственных нужд (и систем охлаждения реакторов в первую очередь) станция могла рассчитывать только на свои собственные возможности. Но не тут то было.

3. Принятая в ядерной энергетике и одобренная МАГАТЭ стратегия сейсмической безопасности АЭС, предусматривает аварийный останов энергоблоков при регистрации уровней сейсмического ускорения на грунте выше проектного. Проектным для АЭС Ф-1 наверняка является 8-ми балльное землетрясение (с пиком горизонтального ускорения 0.2g по MSK-64). После фиксации такого уровня сейсмического воздействия автоматика АЭС по заложенной в неё программе приводится в готовность и выдает запрос на аварийный останов действующих энергоблоков. Такой запрос был подтвержден оператором (это очевидно) и три действующих блока (№1, №2, №3) перешли в режим аварийного останова. При этом о подходе гигантской волны цунами ещё никто не знал (не каждое океанское землетрясение рождает цунами, а при регистрации землетрясения не сразу становится известно местоположение его очага). Да цунами и не особо боялись, т.к. станция была в целом от него защищена (но не прилегающая территория).
В процессе и после экстренной остановки энергоблоков (включая и турбогенераторы) электропитание собственных нужд поступает от ЛЭП, а при её обесточивании (маловероятная ситуация) включаются аккумуляторы, которые рассчитаны на несколько часов работы циркуляционных насосов системы охлаждения реакторов. В это время должен решится вопрос либо о возобновлении работы блоков, либо о продолжении останова. После разрядки аккумуляторов и при отключенной ЛЭП электропитание должно осуществляться от дизель-генераторов. Ну а тех, как известно, «волной смыло». Вот отсюда-то начинается вся цепь критических событий, которая продолжается до сих пор. АЭС надолго лишилась жизненно необходимого ей электропитания (как мозг человека, который не может более определенного времени оставаться без поступления крови), из-за чего и начались все проблемы с перегревом топливных кассет, выпариванием воды, водородными «мешками», взрывами, пожарами, осушением бассейнов выдержки ОЯТ… радиоактивным фоном и заражением территории.
Не будь на АЭС аварийного останова, возможно, всё было бы не так скверно. Лично я всегда сомневался в его целесообразности при ПЗ, когда всё оборудование и системы АЭС гарантировано сейсмостойки. Но вот высокопоставленные чиновники от ядерной энергетики, не слишком разбирающиеся в технических аспектах антисейсмического проектирования, любят перестраховаться. Вот и «перестраховались» …
Но ведь потом, случись чего, все начинают умничать, надувать щёки. Вот, например, суждения наших начальников-экспертов на 9-й день событий.

Из девяти дней с начала аварии на японской атомной станции "Фукусима-1" шансы взять ситуацию под контроль были только в первые несколько часов 11 марта, в дальнейшем все события на АЭС стали фактически неуправляемыми, считают российские атомные эксперты, опрошенные РИА Новости.
Мол.
…если бы японские специалисты не скрывали масштабы ЧП и сразу обратились за помощью (к нам), то возможно было бы за 10-15 часов восстановить электроснабжение для охлаждения реакторов и выгруженного из них топлива, и таким образом избежать катастрофы.
«Время было упущено. Разбор полетов после того, как все успокоится, будет сложным, трудным и долгим. Но уже сейчас можно сказать, что потеряли драгоценные часы первого дня», — сказал первый заместитель директора Института проблем безопасного развития атомной энергетики РАН Рафаэль Арутюнян.
Тут и главный редактор "Atominfo" Александр Уваров вторит с недоуменеем:
«В первые же часы аварии на станции нужно было срочно восстановить электроснабжение для подачи воды в реакторы. Почему не были брошены силы на протягивание к АЭС энергокабеля от расположенной в 1,5 километрах линии электропередачи, так и не ясно».

Ну и так далее, в том же духе. Обиделись наши высокие начальники, что не обратились к ним вовремя за советом. Им бы там поруководить… первые 10-15 чассов, а то и побегать с проводами. Интересно, сколько бы им понадобилось времени, чтобы собрать консилиумы настоящих специалистов и в условиях объективного отсутствия информации и оценки развития ситуации, выдать «на гора» свои бесценные рекомендации. Ну ладно, хорошо хоть сейчас ситуация на станции вновь становится управляемой.

И ещё сегодня глава Росатома Сергей Кириенко полагает, что японским специалистам, работающим на АЭС "Фукусима", не хватает "фундаментальных, глубоких знаний".

«Ситуация нас учит тому, что никакие самые замечательные регламенты при абсолютной дисциплине исполнения не могут заменить фундаментальных знаний",- сказал Кириенко, выступая на коллегии Минобрнауки.

«Если фундаментальных, глубоких знаний нет, то в стандартной ситуации, где соблюдение регламента решает все, проблем не будет, а при отклонении от стандартной ситуации, скорее всего, происходит сбой», — отметил Кириенко (rian.ru/jpquake_nuclear/201... )

Остается только пожелать фундаментальных знаний самому Кириенко и его подчинённым.
А то ведь, никак не услышать толковых суждений о произошедшем землетрясении и ситуации на АЭС Ф-1 от наших ученых мужей, выступающих в СМИ – лишь за редким исключением, . Правду говорил один умный профессор: нужно поменьше читать советские газеты…

И несмотря ни на что, я уверен – Япония справится с постигшими её бедами. Самим бы не оплошать, а то ведь на памяти и «Чернобыль», и «Курск» (тоже ведь техногенные катастрофы, в которых не просили мы ни чьей помощи), и природная аномалия лета 2010 г., и катастрофический пример «фундаментальных, глубоких знаний» специалистов на СШГЭС. Такие вот дела.

Комментариев нет: